Я не готовлю к ЕГЭ, а учу думать в формате ЕГЭ 

Основой этап ЕГЭ — главного экзамена для всех школьников (и их родителей). Это не просто финальная проверка основных знаний из школьной программы: результаты ЕГЭ необходимы для поступления в любой российский вуз.

Я не готовлю к ЕГЭ, а учу думать в формате ЕГЭ 

С этой фразы очень часто начинается общение с потенциальным учеником и родителями. Звучит довольно странно – Вам нужна подготовка к ЕГЭ, а преподаватель заявляет, что он не готовит к ЕГЭ.

Есть 2 подхода к решению экзамена – неважно, это ОГЭ, ЕГЭ или любой другой. Первый – «натаскать» на задания. Например, «видишь разные знаки в уравнении – пиши плюс, видишь одинаковые знаки – пиши минус». 

У этого подхода есть единственный плюс – если ученик повторяет алгоритм, ответ правильный. При этом научить 1 алгоритму довольно легко. 

Минусов при этом гораздо больше:

–  ученик как не понимал ничего, так и не понимает (это аргумент часто используют те, кто ратуют за отмену ЕГЭ)
– если задание хоть немного поменять, ученик не сможет решить его
– такой метод позволяет решать только часть самых заданий экзамена, что не позволить получить высокие баллы. 

Самое главное – никакого развития мышления и интеллекта это не дает, а скорее наоборот – формирует шаблонное и поверхностное мышление.

Почему же его использует большая часть репетиторов? Тут 2 причины:

 – преподавать таким способом очень легко и ненапряженно
– многие просто не умеют «преподавать» (взял слово в кавычки, потому что назвать это преподаванием это как назвать 

Второй подход – формировать у ученика понимание темы, а также учить его строить логические связи между теорией, практикой и заданием. Именно это я и называю «умение думать».

Сравню подходы на примере

Задание – найти сторону треугольника, зная его высоту и угол

Научить шаблонуНаучить думать
Дать формулуПоказать значение каждой буквы в формулеПреобразовать за ученика формулу и дать посчитать1)     Попросить ученика вспомнить все формулы треугольника2)     Попросить ученика назвать ту формулу, которая связывает величины в задаче3)     Предложить ученику самостоятельно применить ее4)     Если ученик допустил ошибки, нужно скорректировать неверную логику, а также предоставить ученику возможность исправить ошибки самому
Результат – если условие задачи хоть немного поменять, ученик все равно применит заученный шаблон и получит неверный ответРезультат – на всех этапах решения я только направляю ученика, ставлю его в такое положение, при котором он вынужден думать: анализировать, делать умозаключения, выстраивать логику решения

Конечная цель такого подхода состоит в том, чтобы ученик мог самостоятельно формировать логическую цепочку для решения задачи на основании теоретических знаний. Какой предмет ученик будет сдавать –неважно. Умение думать нужно и при написании сочинения, и при решении задач по геометрии.

Однако после 11 класса умение решать школьные задачи уже никому не нужно. Рано или поздно школьная программа забудется (для кого-то – как страшный сон). Умение же думать останется. Мы живем в эпоху, когда весь рутинный труд заменяется машинным – уже есть роботы-курьеры, электронные кассы и автоматические конвейеры. Востребованы творческие люди, которые могут выйти за рамки шаблона. Именно это я и стараюсь передать своим ученикам – на формате подготовки к ОГЭ, ЕГЭ или другому экзамену.