Мотивация как главный фактор успеха

Почему одни ученики сдают хорошо, а другие не очень? За 8 лет преподавания и 200+ учеников я выделил ряд факторов: – стартовый уровень знаний – компетентность преподавателя – регулярность и объем занятий – мотивация ученика что-то делать Теперь разберемся, что из этого влияет больше на результат: Стартовый уровень знаний важен, но не является ключевым фактором,…

Мотивация как главный фактор успеха

Почему одни ученики сдают хорошо, а другие не очень? За 8 лет преподавания и 200+ учеников я выделил ряд факторов:

– стартовый уровень знаний

– компетентность преподавателя

– регулярность и объем занятий

– мотивация ученика что-то делать

Теперь разберемся, что из этого влияет больше на результат:

Стартовый уровень знаний важен, но не является ключевым фактором, хотя и облегчает подготовку. Многие ученики приходили с полным 0 и сдавали ЕГЭ на 90+ баллов. И наоборот, часть учеников имел хороший стартовый уровень, но сдавали ребята экзамены на средний балл. 

Моя компетентность (и моих преподавателей) из года в год только растет. Мы улучшаем текущие материалы, пишем новые учебники и работаем над программой годового курса. Да и с каждым учеником мы работаем с одинаковой отдачей. При этом результаты разнятся – значит, поставить во главу угла только работу преподавателя нельзя. 

Регулярность и объем – тут все просто. Чем больше часов в неделю и недель подготовки и чем меньше пропусков, тем результат лучше. Ни добавить, ни убавить.

А вот работа ученика – краеугольный фактор результата. Возьмем 2 учеников, чьей подготовкой я занимался (имена изменил)

– Николай начал готовиться к обществознанию за 5 месяцев. За все это время – ни одного пропуска. Домашнее задание на неделю он делал за 2-3 дня, после чего сдавал и просил еще. Результат – с 0 до 86. Откуда такая мотивация? Парень мечтал стать экономистом и поступить в МГИМО, но финансы семьи не позволяли обучаться платно в университете. В этом году Николай выпустился с красным дипломом, что абсолютно неудивительно.

– Маша начала готовиться к экзамену за 9 месяцев. Поступать в вуз она не хотела – это нужно родителям. Ее интересовали 3 вещи: потусить с подругами, поспать и посидеть в телефоне. Как результат – почти половина домашек за год не сделана, по зачетам все плохо – но ей было на это все равно. Я сразу обозначил, что результат будет не то, чтобы хороший, и поднял вопрос об отмене занятий. Родители сказали, что будут рады даже оценке 3. Результат – 58 баллов, которые я без лишней скромности считаю своей заслугой – я буквально весь год тащил ученицу за собой. 

Если подытожить, то высокий результат на экзамене – результат совместной работы как преподавателя, так и ученика. Основа хорошего результата – мотивация его получить, чтобы «…». Вместо «…» можно вписать что-то свое. 

А теперь вопрос к моей аудитории. Есть ли у Ваших детей мотивация хорошо учиться/сдавать экзамены? Или приходится «принимать меры», чтобы они ответственно учились?